Даниил Гранин. В поисках ответов.

К 100-летнему юбилею писателя и 75-й годовщине снятия блокады Ленинграда.

С творчеством советского и российского писателя Даниила Александровича Гранина (1 января 1919 г. – 4 июля 2017 г., настоящая фамилия – Герман) сегодня, в океане литературы, неопытному читателю встретится сложнее, чем кораблю без карты найти в море остров. Давайте вместе познакомимся с этим замечательным писателем и сценаристом. В 2019 году мы отмечаем 100-летие со дня его рождения. В 2014 году  именно он выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером с пронзительной автобиографической речью о блокаде Ленинграда и о Великой Отечественной войне. На тот момент писателю исполнилось 95 лет. Старшее поколение наверняка вспомнит кинофильмы, снятые по произведениям Гранина – «Искатели» (1956 г.), «Иду на грозу» (1965 г.), «Однофамилец» (1978 г.) и другие. Кроме того, Даниила Гранина можно смело назвать мастером художественно-документальной прозы, достигнувшим замечательных успехов в создании психологических портретов своих героев. Его перу принадлежит более 50 книг, а творческая мысль охватила практически все литературные стили, кроме поэзии, к которой писатель относился как к высшему искусству. В крупных произведениях и в кратких автобиографических очерках Гранина читателю встретятся стихи великих поэтов прошлого, в том числе мало известных в России, например, немецкого сатирика XV века Себастьяна Бранта:

Душеспасительные книжки
Пекут у нас теперь в излишке,
Но, несмотря на их число,
Не уменьшилось в людях зло…[1]

«…Я пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики… Писатель, наверное, должен уметь делать всё. В этом состоит профессионализм[2]»… – так сказал о своей литературной деятельности этот выдающийся человек. В каком бы стиле он ни работал, читатель отметит основную черту, объединяющую большинство произведений Даниила Гранина – широчайший диапазон знаний истории и сокровищ мировой культуры.

История нашей страны вдохновила многих писателей-участников Великой Отечественной Войны. В их числе и Даниил Гранин, который в 1941 году вступил в Красную Армию, участвовал в обороне Ленинграда, а позднее воевал на Прибалтийском фронте. В послевоенное время работал инженером, увлекся наукой и свои первые рассказы посвятил учёным. Позднее Гранин обращается к военной тематике – в частности, в книге «Пленные» (1967 г.). Резким контрастом в мирное время 60-х годов в ней звучит голос блокадного Ленинграда: тема войны, нелепой, беспощадной и всеразрушающей.

Важно отметить, что многие произведения этого писателя передают нам его глубоко личные впечатления от удивительного феномена, который принято называть культурными ценностями. Почему? Во-первых, практически каждый писатель в той или иной степени находит вдохновение в сфере культуры, а во-вторых… Во-вторых, Гранин образно отвечает на этот вопрос в автобиографии: «Кто знает, из чего образуется «Я». Если бы я жил не в Ленинграде, если бы в детстве жил не у Спасской церкви с пушками, …, если бы перед глазами моими не была набережная, в гранит одетая Нева, то «Я», о котором тут идет речь, было бы несколько иное[3]». Ленинград (сегодня Санкт-Петербург) – культурная столица нашей страны, пережившая страшную трагедию в годы Великой Отечественной войны. Одной из самых значительных документальных работ писателя является «Блокадная книга» (1977—1981 гг.), хроника блокады Ленинграда, созданная Граниным в соавторстве с белорусским советским писателем Александром Михайловичем Адамовичем. Авторам удалось, на мой взгляд, главное – правдиво показать жителей блокадного Ленинграда, запечатлев в литературном памятнике самых обычных людей, прошедших через смерть. В числе прозы Даниила Гранина, посвященной Ленинграду, также отметим произведения «Прекрасная Ута» (1967 г.) и, гораздо более позднее, – «Мой лейтенант» (2011 г.). Подробнее хотелось бы остановиться на очерке «Прекрасная Ута[4]» как на одном из первых глубоких размышлений автора над вопросами о событиях Великой Отечественной Войны и её наследии. Характерно, что в этом небольшом документальном произведении Гранин предвидит опасности, связанные с искажением исторических реалий, видит разницу в трактовке основных понятий «война» и «фашизм» у разных народов. В частности, приведена реакция зарубежных гостей Ленинграда на историю блокадного города: «Австралийцы ахали, качали головами, и тогда приятель Кристенса сказал: — Не понимаю, почему вы не сдались, зачем было обрекать жителей на голодную смерть?…Какой в этом смысл?[5]». В то время ещё мало кому было известно о приказе немецкого командования, в котором речь шла о полном уничтожении Ленинграда.

8 июля 1941 года Франц Гальдер, начальник штаба Сухопутных войск Германии, после важнейшего совещания в ставке Гитлера, записал в дневнике: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов…».[6]

В 1974 году вышел в свет сборник «Прекрасная Ута»[7] из девяти тематически отличающихся произведений Даниила Гранина. Книгу открывает очерк с одноименным названием, состоящий из автобиографических заметок и путевых записей. Мирная реальность послевоенного времени зримо соединена автором с событиями Великой Отечественной Войны, свидетелем которых он был. Память солдата, прошедшего через ожесточенные битвы на Ленинградском фронте, оказывается сильнее времени. Не только мастерски переданная картина окружающего мира встаёт перед читателями. Сложный внутренний мир автора увлекает и поражает своей глубиной, он наполнен размышлениями, вопросами и поисками ответов на них. Писатель переживает внутреннее противоречие, разделяя себя на человека военного и человека мирного времени. Этот конфликт также составляет одну из основных линий повествования «Прекрасной Уты» и характерен для позднего периода творчества Даниила Александровича. Примечательна особая манера изложения произведения. Читателю предлагается, руководствуясь документальным, правдивым повествованием участника событий, самому осмыслить поставленную проблему. Одной из них является дилемма прощения. «Ненавижу я до сих пор? Не могу простить?[8]» – эти вопросы проходят красной нитью по всему повествованию. В «Прекрасной Уте» есть и ответ, пусть не прямой, но очевидный: «Простим, но не забудем» — так написано было на одном из французских памятников[9]». Эти же слова о прощении Гранин процитировал значительно позднее, 27 января 2014 года в интервью берлинским журналистам, отвечая на вопрос: «Простил ли он Германию?».[10] Многочисленные мемориалы, установленные на территории бывшего СССР, имеют надпись несколько другого содержания: «Не забудем! Не простим!» Мысль Гранина ясна – для прощения нам требуется гораздо больше сил, чем для ненависти. Его призыв – найти эти силы, ни в коем случае не забывая о цене, которой мы заплатили за Победу.

Будущее всегда связано с образованием и воспитанием детей. Эта тема не могла не волновать Даниила Александровича. Так, в эпизоде, где писатель рассказывает о своем посещении концлагеря Бухенвальд после войны, он вспоминает: «У печей, холодных печей, где лежала зола, я встретил писателя Иржи Гаека. – Я всё думаю, —…Он, морщась, следил за школьниками. — Скажи, нужно ли это показывать детям? …А может, такая доза слишком велика?[11]». Действительно, что важно дать подрастающему поколению: застывшие картины военных ужасов, леденящие кровь подробности смерти, или же их нужно воспитывать в атмосфере красоты, гармонии и добра? Быть может, в подаче подобного рода информации должна быть точная, индивидуальная мера? Кажется, что в «Прекрасной Уте» Даниил Александрович не даёт прямого ответа. Но в финале произведения, где внимание читателя сосредотачивается на молодёжи, есть надежда на то, что ошибки прошлого не повторятся и люди научатся самому главному искусству – жить в мире. Чтобы эта мечта стала реальностью, нужно беречь память, которую хранят мудрые книги. Один из авторов таких книг – Даниил Александрович Гранин, русский солдат, писатель, учёный и киносценарист[12], а также активный общественный деятель, который всегда ратовал за правдивую историческую память.

Логунов Александр Владимирович, ведущий библиотекарь

 отдела библиотечного маркетинга и культурно-досуговой деятельности.

 

 

[1] Гранин Д.А. Прекрасная Ута. М., 1974. С. 6

[2] Гранин Д.А. Собрание сочинений : в 5 т. / Д.А. Гранин. – Л., 1989 – 1990. Том I, С. 12

[3] Гранин Д.А. Собрание сочинений : в 5 т. / Д.А. Гранин. – Л., 1989 – 1990. Том I, С. 12

[4]Впервые этот очерк был опубликован в сборнике «Примечания к путеводителю». Л., 1967.

[5] Гранин Д.А. Прекрасная Ута. М., 1974. С. 10.

[6]Гальдер Франц. Военный дневник. 1941-1942.М., 2010. Том III. С. 93.

[7] «Прекрасная Ута» – скульптура 13 века, изображающая графиню Уту Балленштадскую  (около 1000 – до 1046 г.), находится на западной стороне собора в городе Наумбурге, Германия. UTA’S WORLD – UNESCO World Heritage Site Naumburg (официальная страница собора в Наумбурге). Режим доступа: https://www.visituta.de/en/home.

[8] Гранин Д.А. Прекрасная Ута. М., 1974.С. 25.

[9] Там же.

[10] dslov.ru › Цитаты. Режим доступа: http://dslov.ru/pos/p2917.htm.

[11] Гранин Д.А. Прекрасная Ута. М., 1974. С. 18.

[12]Фильмография Даниила Гранина (не только как сценариста) включает в себя, по разным данным, до 22 работ, в основном в период с 1956 по 2017 г.

Приложение:

Список произведений Д.А. Гранина в открытом доступе в библиотеках-филиалах Муниципальной библиотечной системы г. Твери:

  1. Гранин, Д.А. Собрание сочинений : в 5 т. / Д.А. Гранин. – Ленинград : Художественная литература, 1989 – 1990.
  2. Гранин, Д.А. Наш дорогой Роман Авдеевич : повесть / Д.А. Гранин. – Москва : Совиттурс, 1991. – 63 с.
  3. Адамович, А.М. Блокадная книга / А.М. Адамович, Д.А. Гранин. – Санкт-Петербург : Азбука, 2017. – 65 с.
  4. Гранин, Д.А. Зубр : [повесть] / Д.А. Гранин. – Москва : Вече, 2011. – 351 с.
  5. Гранин, Д.А. Место для памятника : повести / Д.А. Гранин. – Москва : Известия, 1982. –

461 с.

  1. Гранин, Д.А. Наш комбат : повести, рассказы / Д.А. Гранин. – Москва : Правда, 1989 – 464 с.
  2. Гранин, Д.А. Однофамилец : повести и рассказы / Д.А. Гранин. – Москва : Советская Россия, 1983. – 443 с.
  3. Гранин, Д.А. Прекрасная Ута : [сборник] / Д.А. Гранин. – Москва : Советская Россия, 1974. – 304 с.
  4. Гранин, Д.А. Два крыла / Д.А. Гранин. – Москва : Современник, 1983. – 365 с.
  5. Гранин, Д.А. Еще заметен след : повести и рассказы / Д.А. Гранин. – Ленинград : Советский писатель, 1985 . – 367 с.
  6. Гранин, Д.А. Мой лейтенант / Д.А. Гранин. – Москва : ЭКСМО, 2014. – 638 с.
  7. Гранин, Д.А. Причуды памяти / Д.А. Гранин. – Москва ; Санкт-Петербург : Центрполиграф ; Санкт-Петербург : Русская тройка, 2017. – 446 с.
  8. Гранин, Д.А. Тайный знак Петербурга / Д.А. Гранин. – Санкт-Петербург : Logos, 2000. – 601с.

 

Список источников и литературы:

  1. Даниил Гранин, Прекрасная Ута. М., «Сов. Россия», 1974 г.
  2. Даниил Гранин, Собрание сочинений: в 5 т. / Д.А. Гранин. – Ленинград, «Художественная литература», 1989 – 1990.
  3. Гальдер Франц, Военный дневник. 1941-1942. Том III, «АСТ», 2010 г.

 

Интернет источники:

  1. http://dslov.ru/pos/p2917.htm
  2. Официальная страница собора в Наумбурге https://www.visituta.de/en/home/